Глазков М.Н.
ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ
(1908-922 гг.)

        В 1899 г. в Санкт-Петербурге было официально зарегистрировано Русское библиологическое общество. Внутри него образовалось несколько секций, в том числе секция библиотековедения. К 1908 г. Секция развилась в самостоятельную организацию - Петербургское общество библиотековедения. Это объединение демократической  библиотечной  общественности на несколько лет (вплоть до 1918 г.) стало законодателем моды в библиотечном деле России. 
        Видные представители  Общества (П. Богданов,  АДЕ. Плотников, А.И. Браудо, Е.П. Гребенщиков и др.) ратовали за демократизацию библиотечного дела, превращение библиотеки в надклассовое, беспартийное учреждение, главная цель которого - активно распространять все достижения цивилизации. Помимо разработки библиотечной идеологии Петербургское общество провело ряд практических мероприятий. Важнейшими из них стали издание журнала “Библиотекарь" (1910-1915 гг.) и подготовка и проведение I Всероcсийского библиотечного съезда (июнь 1911 г. ).    
        Журнал "Библиотекарь" стал первым общероссийским периодическим изданием по библиотечному делу. Он распространял передовую методику и библиотечный опыт, публиковал научные и научно-популярные статьи по библиотечной теории. Преимущественно он пропагандировал американские новинки и достижения. "Библиотекарь" внес свой вклад в повышение уровня профессиональной образованности и информированности библиотечных работников.       
        Что касается Всероссийского библиотечного съезда, организацию которого взяло на себя Петербургское общество библиотековедения, то он стал заметным событием в библиотечной жизни. На нем прозвучало много конструктивных и необходимых для российских библиотек  предложений. Провозглашалась важность государственного  подхода к библиотечному делу, выработки развернутой программы библиотечного строительства, при реализации которой требуются  гигантские расходы, составлявшие по тогдашней примерной оценке 38 млн. рублей. Подчеркивалось высокое социальное и культурное значение библиотек. Особо говорилось о роли библиотекаря в деле просвещения, необходимости специальной и серьезной подготовки кадров, кардинальном  улучшении их материального положения и т. д. Однако в ряде итоговых съездовских документов имелся определенный антиправительственный заряд, который объективно делал невозможным реализацию важных и нужных решений делегатов  съезда. Царские власти, естественно, не стали выполнять мероприятия, ведущие к их замене "буржуазно-демократическими" структурами. Конструктивные предложения, прозвучавшие на библиотечном съезде, так и не были воплощены в жизнь. 
        После Февральской революции 1917 г. наступил кратковременный период расцвета демократических библиотечных организаций. По России прокатилась волна открытия новых библиотечных обществ. Всего в стране тогда функционировали 24 общества и объединения. В 1917 г. принимается предложение об организации Всероссийской  лиги библиотечных обществ.       
        Этот поступательный процесс был остановлен Октябрьской революцией. Новые власти подозрительно относились к инициативам буржуазно-демократических" структур. Тем не менее, специалистов из Петроградского и других библиотечных обществ привлекали к ряду  мероприятий, осуществленных большевиками в библиотечном деле. Так, библиотековеды "старой школы" участвовали в Государственном совещании по библиотечному делу (июль 1918 г.), I-ой библиотечной сессии Наркомпроса (январь-февраль 1919 г.) и др. Их знания и опыт использовали  при выработке советской библиотечной политики.   
        Особо следует сказать о проведении в июле-августе 1918 г. в Петрограде, при финансовой поддержке властей, курсов по подготовке библиотечных работников им. Новикова. План организации курсов разрабатывался П.М. Богдановым при участии Совета питерского Общества библиотековедения. Но в связи с переводом Богданова по службе в Москву руководство курсами принял его коллега Б.П. Гущин. Курсы им. Новикова стали первым этапом в истории библиотечного образования в Советской России. Квалификация и энтузиазм организаторов и преподавателей принесли свои плоды. Выпускники курсов (85 человек) явились ядром, создавшим будущую советскую высшую библиотечную школу, признанную ведущей в мире.  
        Однако научная объективность требует отметить следующее. Если до Октябрьской революции лидеры библиотечных обществ утверждали о принципах демократии, объективизма и беспартийности в библиотечном деле, то уже к 1919–1920 г. они стали фактически поддерживать принцип коммунистической партийности. Несмотря на попытки приспособиться к новым условиям, Петроградское Общество библиотековедения было закрыто властями в 1922 г.  как “вовремя не перерегистрировавшееся”.   
        С конца 1980-х г. Началось воссоздание демократических организаций в библиотечном деле России. В связи с этим, необходимо глубоко проанализировать и конструктивно использовать богатый исторический опыт их предшественников – библиотечных обществ первой четверти ХХ в. 
вот.
Hosted by uCoz